Столкнулся с болью в спине, когда возраст перевалил за 50, хотя до этого все было в норме. Вот, что выяснил на собственном опыте. И да, я не врач))) Наш позвоночник со временем изнашивается. К 50-60 годам диски теряют влагу и хуже амортизируют. Суставы воспаляются. Мышцы и связки теряют эластичность. Но есть хорошая новость. У половины людей старше 60 лет на снимках видны грыжи, но при этом у них ничего не болит. Не паникуйте из-за страшных диагнозов. Ориентируйтесь на самочувствие, а не на картинку. Теперь про плавание Вода работает по трём направлениям. Разгрузка: в воде тело весит на 90 процентов меньше, давление на диски падает. Укрепление: вода создаёт сопротивление в 12 раз сильнее воздуха, мышцы крепнут без риска. Расслабление: тёплая вода снимает спазмы. Но не всякое плавание полезно. Кроль — самая проблемная техника. 83 процента элитных пловцов с болью в спине плавали именно кролем. Плавание на спине — самый безопасный вариант для нашего возраста. Совет: начинайте с плавания на спине в медленном темпе. Два-три раза в неделю. Найдите инструктора хотя бы на пару занятий, чтобы поставить технику. А что насчёт ванны Тепло снимает спазм мышц, улучшает кровоток и делает связки эластичнее. Но запомните главное правило. Острая боль лечится холодом. Хроническая — теплом. Если боль возникла резко после подъёма тяжести — в первые два-три дня никаких горячих ванн. Только холод и покой. Если боль ноющая, хроническая, нет отёка — тёплая ванна поможет. А для профилактики Тёплая ванна перед сном — отличная привычка. Она расслабляет мышцы, улучшает эластичность связок и готовит нервную систему ко сну. Люди, которые принимают вечернюю ванну, засыпают быстрее и спят глубже. Правила: вода 37-39 градусов, 15-20 минут, заканчивать за час-полтора до сна. Подведу итог: При острой боли — холод и покой, к врачу. При хронической ноющей боли — тёплая ванна на ночь. Для профилактики и укрепления спины — плавание на спине два раза в неделю.